О получении прав в США и немного о мотциклистах

Изначально я хотел написать именно о мотоциклах в США. В качестве вступления начал описывать общие положения и текст разросся до каких-то неимоверных размеров. Поэтому я разбил его на три части:

  • Общая теоретическая подготовка
  • Теория для мотоциклистов
  • Примеры билетов и экзаменов для получения авто и мото категории

Это первая сатья из цикла. В ней я рассказываю, почему американцы никогда не читают ПДД, разрешено ли мотоциклистам ездить в междурядье, привожу цитаты из русскоязычной брошюры, которую выдают для подготовки к экзамену и привожу ответ на вопрос, которым зачастую задаются люди, просматривающие видео американскийх аварий: «Почему американцы не выставляют конусы и знаки при аварии на шоссе?»

Клятвенно обещаю, что если уважаемая ЯП-общественность не проявит интереса к теме, то не буду спамить остальными двумя частями. Картинок мало, преимущественно размышления об особенностях и отличиях ПДД. О завершении сообщу отдельным постом.

На дорогах США царит АдЪ и ХаосЪ:

О самом процессе получения американского водительского удостоверения для вождения автомобиля написано немало. Если в двух словах, то, как правило это двухэтапный процесс.

  • Теоретический экзамен
  • Практический

Старшеклассники обычно получают права в общеобразовательных школах. По желанию они могут записаться на школьные курсы обучения вождению и школа обеспечит им как теорию, так и практику. Несколько интереснее обстоят дела с получением прав взрослыми. В автошколах почти никто не занимается. Я даже не знаю, существуют ли автошколы в постсоветском понятии этого термина, т.е. государственные учреждения, занимающиеся обучением и выдачей прав. Вроде бы есть частные инструкторы, но они преимущественно учат вождению для практического экзамена.

Совершеннолетний человек просто читает брошюру со сводом рекомендаций и идет сдавать теорию. Хочу обратить внимание, что я сказал, что это «брошюра со сводом рекомендаций», а не ПДД. ПДД в каждом штате это свод запутанных детальных законов. Их читают либо те, кому это нужно по служебному положению (судьи, адвокаты, полиция), либо сильно любопытствующие индивидуумы. Остальные ограничиваются прочтением вышеупомянутого свода рекомендаций, которого достаточно для прохождения экзамена. После теоретического экзамена человек получает «ученические права», позволяющие водить машину, если в салоне находится кто-то, у кого есть полные права. Так «теоретик» выезжает на ДОП и учится ездить с другом, мужем, женой, братом-сватом и идет сдавать практический экзамен. Практический автоэкзамен обычно состоит из езды по городу и требованием припарковаться параллельно бордюру. Сдают его преимущественно на своих машинах.

Для получения прав необходимо оплатить сбор где-то в 20-30 долларов и права присылают домой по почте. В некоторых штатах раньше пластик выдавали прямо на месте, не знаю как с этим сейчас. Не требуется никаких медицинских справок, зрение проверяют прямо у окошечка, куда подаешь заявку. Просят прочитать строку букв со щита, висящего за спиной у работника. Вместо медицинской справки в анкете нужно ответить на вопросы «Случаются ли у вас внезапные припадки» и т.п.

Теоретическая подготовка

Как я уже писал выше, основа сдачи теории — брошюра со сводом рекомендаций. В разных штатах она называется по разному. В Калифорнии это «Справочник водителя штата Калифорния». Т.е. Это реально СПРАВОЧНИК. Никто не ожидает знания буквы ПДД от американского водителя. Во многих штатах эти брошюры выпускаются на русском языке. Для любопыствующих ссылка на калифорнийский русский вариант (PDF): https://www.dmv.ca.gov/portal/wcm/connect/5…&CONVERT_TO=url

Это весьма легкое и необременительное чтиво, написанное простым языком. Например несколько цитат методом тыка:

Не останавливайте транспортное средство на расстоянии более 5 футов (1,5 м) от пешеходного перехода, за исключением случаев, когда на проезжей части имеется ограничивающая стоп-линия. Незрячие пешеходы узнают о приближении транспортного средства по звуку. Поэтому необходимо останавливаться за 5 футов (1,5 м) до пешеходного перехода. Водители автомобилей, оснащенных гибридными и электрическими двигателями, должны быть особо осторожны, так как, не слыша шума двигателя, незрячий пешеход может решить, что рядом нет транспортных средств. Следуйте этой подсказке: если незрячий пешеход убирает трость с проезжей части и делает шаг назад, такое движение обычно дает понять, что он не собирается переходить дорогу и вам можно ехать.

Визуальный контроль

Знайте, что происходит впереди Чтобы не пришлось действовать в последнюю минуту, наблюдайте за тем участком дороги, где окажется ваш автомобиль через 10–15 секунд. Это позволит вам как можно раньше заметить опасность. Постоянно следить только за участком дороги прямо перед собой опасно. … Оценивайте обстановку в целом. Если вы будете смотреть только на середину дороги, то можете упустить происходящее по сторонам и позади вас. … Отслеживайте опасности. Наблюдайте за происходящим впереди транспортного средства, которое движется перед вами. Взгляд не должен быть неподвижным. Наблюдайте за всем, что происходит вокруг. Проверяйте зеркала заднего вида каждые 2–5 секунд, это даст вам возможность знать о расположении транспортных средств вокруг вас. … Используйте правило 3 секунд. Когда транспортное средство впереди вас проедет определенную точку, например дорожный знак, отсчитайте: «одна тысяча один, одна тысяча два, одна тысяча три». Проговаривание этих чисел занимает примерно 3 секунды. Если вы проедете тот же объект, не закончив отсчет, значит вы находитесь слишком близко.

Повороты

Ожидая подходящего момента для поворота налево, держите колеса вашего транспортного средства прямо до тех пор, пока маневр не станет безопасным. Если колеса вашего транспортного средства повернуты налево, при ударе сзади вас может вытолкнуть на полосу встречного движения транспорта.

Парковка на уклоне

На подъездной наклонной дороге к дому поверните колеса таким образом, чтобы в случае отказа тормозной системы автомобиль не выкатился на дорогу.

Паркуя автомобиль на спуске, поверните передние колеса к бордюру или в сторону обочины. Поставьте автомобиль на ручной тормоз.

Паркуя автомобиль на подъеме, поверните передние колеса в сторону, противоположную бордюру, и дайте ему откатиться назад на несколько дюймов. Колесо должно слегка коснуться бордюра. Поставьте автомобиль на ручной тормоз.

На подъеме и на спуске при отсутствии бордюра поверните колеса таким образом, чтобы в случае отказа тормозной системы автомобиль покатился в сторону от центра дороги. Всегда ставьте автомобиль на ручной тормоз и оставляйте его на включенной передаче или в режиме парковки (park).

Поворачивая направо, не начинайте движение только потому, что у приближающегося транспортного средства включен сигнал правого поворота. Возможно, водитель намерен повернуть сразу после того, как проедет мимо вас, или сигнал поворота остался включенным после предыдущего поворота. Особенно это касается мотоциклов. Их сигналы поворота часто не выключаются автоматически. Перед тем как продолжить, дождитесь момента, когда другой водитель действительно начнет поворачивать

Ну, т.е. хотя это и не ПДД, это вполне нормальное чтиво и даже без каких-либо лулзов.

На фото ниже: машины запаркованные вниз по склону следуют правилу: повернуть колеса к бордюру.

В обще-автомобильной методичке есть раздел и о мотоциклистах. Причем он написан именно для водителей автомобилей.

  • Соблюдайте дистанцию, которую вы можете проехать за 4 секунды, между вами и мотоциклистом впереди вас. Если он внезапно затормозит или упадет с мотоцикла, это расстояние поможет избежать наезда на него. Как правило, мотоциклы могут остановиться быстрее, чем пассажирские транспортные средства.
  • Предоставьте мотоциклу всю ширину полосы движения. Хотя правила разрешают делить с ним одну полосу, это небезопасно.
  • Никогда не пытайтесь обогнать мотоцикл, находясь с ним на одной полосе.
  • Помните, что дорожные условия, которые приносят вам незначительные неудобства, представляют серьезную опасность для мотоциклистов. Выбоины, гравий, мокрые или скользкие дорожные покрытия, соединительные швы дорожного покрытия, железнодорожные переезды и рифленый асфальт могут заставить мотоциклиста резко изменить скорость или направление движения. Зная о воздействии этих дорожных условий, двигайтесь внимательно и осторожно. Тем самым вы поможете уменьшить количество травм и случаев гибели мотоциклистов.

Пассаж насчет «мотоциклы могут остановиться быстрее» весьма спорный. Обычно пишут, что в лучшем случае мотоциклы тормозят на уровне бюджетных автомобилей со средними тормозами. И хуже мало-мальски спортивно-агрессивных машин. Но в данном контексте я ничуть не расстроен. Пусть водители считают, что мотоциклы тормозят быстрее и пусть держатся от нас подальше.

Междурядье и мотоциклисты в США

Особое внимание стоит обратить на фразу «правила разрешают делить одну полосу с мотоциклом». Калифорния — единственный штат, в котором официально разрешено ездить на мотоцикле между рядов. Многие мотоциклисты (и я в их числе) пользуются этим разрешением, подъезжая к светофору между рядов ожидающих зеленого света автомобилей или двигаясь между рядов по шоссе в пробках.

На сегодня междурядье официально разрешено (в прошлом году приняли закон), но в законе сказано, что Дорожный Патруль должен разработать рекомендации о правильном междурядье. Исторически, рекомендации уже были выложены на сайте Дорожного Патруля, потом кто-то на них пожаловался и рекомендации убрали. Сейчас они все еще не «возрождены». Что интересно, несколько лет назад в брошюрах к экзаменам писали, что междурядье разрешено для мотоциклистов. Сейчас уже не пишут, а вместо этого вставлена оговорка, что, мол, «Дорожный Патруль должен разработать рекомендации» и всё. Т.е. в некотором роде с точки зрения образования водителей-коробочников ситуация даже ухудшилась.

Полиция относится равнодушно. Я неоднократно проезжал между рядов мимо полицейских машин, стоящих на светофорах. Они стоят, я еду.

Старые рекомендации в наглядном виде:
1. Не превышать 15 км/ч по отношению к остальным участникам движения.
2. Не ездить в междурядье, если поток идет 50км/ч и больше
3. На многополосном шоссе придерживаться междурядья между самой левой и второй слева полосами.
4. Не сплитить между грузовиками и автобусами.

Дорожный патруль даже сделал наглядную картинку с объяснениями:

Интересный раздел «Рекомендации по безопасности на скоростной автомагистрали»

Согласно CHP, если ваше транспортное средство вышло из строя на автомагистрали, необходимо сделать следующее.

  • Остановитесь на обочине с правой стороны.
  • Если вам необходимо выйти из машины, выходите с правой стороны, подальше от транспортного потока.
  • После обращения за помощью вернитесь к машине, сядьте с пассажирской стороны (подальше от транспортного потока) и пристегните ремень.
  • Оставайтесь в машине с пристегнутым ремнем безопасности до тех пор, пока не придет помощь. При определенных обстоятельствах (например, если на обочине недостаточно места, при наличии дорожных ограждений или расположении безопасного места вдали от полос движения автомагистрали) лучше выйти из машины и встать поодаль. По своему усмотрению в зависимости от погодных условий вы можете включить сигнал аварийной остановки. Сигнальные огни могут помочь вам, но они также могут привлечь внимание нетрезвых водителей.

Что интересно, даже речи не идет ни о каких конусах, светоотражающих треугольниках и прочем. Это помогает понять некоторые американские видосы, после просмотра которых люди задаются вопросами: почему не выставлены знаки и почему человек сидит в машине? Замечание насчет нетрезвых водителей доставляет, но таки говорят, что бухие за рулем могут навестись ночью на мигающие огоньки, как на маяк и впилитсья в стоящую на обочине машину. Калифорнийская брошюра какбэ говорит: «Это ваше дело, включать или не включать аварийку на магистрали, но можете рискнуть здоровьем, если есть желание».

А следующий абзац внезапно неожиданный.

Дорожная служба скоростных автомагистралей (Freeway Service Patrol (FSP)) при подвижном посте регулирования движения на автомагистралях штата Калифорния (California Highway Patrol (CHP)) предоставляет бесплатные услуги в аварийных ситуациях на дороге в рабочие часы. Если сотрудники FSP не могут завести ваше транспортное средство, они отбуксируют автомобиль бесплатно в одно из мест, предварительно одобренных CHP. Они также помогут вам связаться с необходимыми службами для получения дополнительной помощи. В свою очередь сотрудники подвижного поста регулирования движения на автомагистралях штата Калифорния (CHP) сообщат о неполадках вашего транспортного средства в автоклуб или в службу, предоставляющую услуги буксировки. Если вы оказались на скоростной автомагистрали, потому что ваш автомобиль остановился, служба FSP:

  • предложит вам галлон (4,5 литра) топлива в случае, если оно закончилось;
  • поможет завести транспортное средство, у которого сел аккумулятор;
  • наполнит радиаторную жидкость и соединит шланги;
  • заменит проколотую шину.

Сразу же возникает идея: «А что, если вообще перестать заправляться и просто каждый раз вызывать службу с бесплатным галлоном бензина?» И, кстати, почему галлон на 4.5 литра? Обычный американский галлон — 3.8 литра, а 4.5 это английский.

Одно из правил, которое вызвало бурление говн среди мотоциклистов и, с которым я лично тоже категорически НЕ согласен:

Не надевайте наушники и не вставляйте беруши в оба уха при вождении.

С наушниками еще более-менее понятно. Но запрет на беруши? Кто-то скажет, что мол, покупайте тихие шлемы. Но даже Шуберты, которые славятся своей шумозащитой, заявляют что их шлемы шумят на 85 дБ при движении со скоростью 100км/ч. И это заявление производителя, т.е. замеры сделанные в абсолютно идеальных условиях, любое мало-мальское отступление от которых ведет к худшим цифрам. При этом, если я правильно понимаю, то по санитарным нормам, при шумах на рабочем месте выше 80 дБ уже требуется защита слуха. Для сравнения, 85дБ это блендер, мощный пылесос или фен. И это Шуберт, который не побоялся опубликовать свои цифры. Надо полагать, всё остальное шумит больше. Короче, я для себя решил, что буду ездить в берушах несмотря на все эти запреты.

Итак, после прочтения этой 100-страничной брошюры человек считается готовым к сдаче теоретического экзамена. Сразу после экзамена (как я уже говорил выше), выдают «права ученика» и можно выезжать на дорогу. Только представьте себе: миллионы людей, садятся в машины после вышеприведенного чтива и… Да, в общем-то, и ничего особого. Все туристы из стран бСССР, обсуждающие вождение в США сходятся во мнении, что в большинстве случаев американцы водят спокойно и предсказуемо и хаоса на дорогах не замечается.

Кроме того, значительная часть участников движения все же проходит через формальное обучение при получении прав в школьном возрасте, где им проводят уроки сопоставимые с обычной автошколой.

Но если вы столкнетесь с какой-нибудь глупостью на американских дорогах, то с полным основанием можете воскликнуть: «Да они даже ПДД ни разу не читали!»

Ещё фотографии: